Мария Константиновна Мировская
«Klavierübungen Ферруччо Бузони»
От до мажора — к ля-бемоль мажору, затем — хроматические. От двухоктавного диапазона переходит к восходящим тетрахордам.
Аппликатура варьируется: кроме пятипальцевой (как для диатонических, так и для хроматических гамм) — четыре пальца без первого. В Allegro moderato даются ритмические варианты гамм (помимо восьмых — четверти, триоли, шестнадцатые). Одна тональность плавно переходит в другую. Allegro moderato представляет собой почти пьесу, заканчивается кадансом, и после первого освоения, следует это упражнение играть именно как пьесу, следить за плавностью переходов и сменой ритма.
Следующий этап — политональные и полимодальные гаммы. Очень полезное упражнение на любом этапе обучения. Его задача: воспитание полифонического мышления. Стоит внимательно вести каждую линию, и при этом — следить за их сочетанием.
Затем следует одноголосная гамма попеременно двумя руками: требование добиться ровности и гладкости передачи линии из одной руки в другую.
Пример №2
Завершает первую книгу последовательность более сложных упражнений: Presto и Moderato. В Presto — хроматическая гамма октавами, исполняется чередованием рук, в Moderato — расходящаяся гамма двойными терциями по белым клавишам*. К последнему дается подготовительное: разложенные терции и упражнение legato в терциях.
В своих примечаниях и дополнениях к I тому ХТК И.С. Баха Бузони дает более подробные аппликатурные рекомендации для исполнения гамм: диатонических, хроматических, двойными нотами. Все эти варианты опубликованы также в послесловии Я.И. Мильштейна к первому выпуску “Klavierübung” Бузони.
* Упражнение Moderato следует исполнять во всех тональностях.
|
Навигация в статье (страницы): |
|
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
|