|
Мария Константиновна Мировская
«Психология сценического волнения»
Готсдинер также отметил в своей работе, что эстрадное волнение с трудом поддается логическому анализу и плохо управляемо. Автор также признает необходимость присутствия «конструктивного» эстрадного волнения, которое придает исполнению большую вдохновенность, выразительность, с тем, чтобы вовлечь слушателя в переживание художественных образов. Большое внимание уделяется вопросу: можно ли воспитать эстрадную выдержку. Ответ на него зависит от индивидуальных особенностей исполнителя, от специфики строения личности, от умения владеть собой, от возможности помочь себе самовнушением.
В отличие от Григорьева Готсдинер выделяет пять фаз эстрадного волнения. Независимо от различия в арифметическом числе суть состояния, описанная обоими психологами-исследователями, одна и та же. Эмоциональные изменения сопровождаются физиологическими. Автор вкратце анализирует эти состояния, переходы между ними. Важную роль автор отводит артистическим качествам музыканта. В конце данной главы А.Л. Готсдинер отмечает необходимость специальных исследований в этой пока мало изученной области.
***
Что же высказывают по поводу выступления на эстраде и сценического волнения сами выдающиеся исполнители? Надежда Голубовская в своих «Советах молодому исполнителю» обращает внимание прежде всего на различие игры «для себя» и «для других». Психологическая подготовка к концерту в ее понимании происходит в своеобразной «закалке» исполнителя: «Упражняйся в изменениях условий своей игры. Играй на разных роялях, разным людям, в разных помещениях, в разное время дня»*.
* Цитата по книге: Н. Голубовская О музыкальном исполнительстве. Ленинград, Музыка, 1985, с.45-46.
|
Навигация в статье (страницы): |
|
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
|