|
Юрий Александрович Колодуб «О случайных пьесах Моцарта»
3. Фантазия ре минор
Хотя в справочнике Кёхеля эта фантазия отнесена к 1782 му году, точное время возникновения этой пьесы, впервые опубликованной «Венским бюро искусств и индустрии» («Wiener Bureau dArt und dIndustrie») в 1804 году не установлено. Тогда почему Альфред Эйнштейн, отредактировавший «KV» уже в ХХм веке, сохранил дату 1782 г.? В сноске д-р Эйнштейн поясняет, что, не располагая достаточными данными, он здесь
«уступил традиции»
Автограф, равно как соответствующие упоминания в письмах не сохранились. Ханнс Деннерлайн считает, что правильнее ре минорную фантазию помещать не после маленькой фантазии (или точнее фрагмента сонаты, по-видимому, скрипичной) в до миноре (возникшей в 1782 г.) как это оставил Эйнштейн, а по соседству с большой фантазией до минор 1785-го года как это предлагалось Робертом Хаасом (1886-1960), в его «Аугсбургской книге о Моцарте», 1942 г. В пользу этой весьма вероятной гипотезы свидетельствует многое, в т.ч. сходные структурные черты этих сочинений.
Ханнс Деннерлайн: «Удивительно большое количество сопоставимых стилистических особенностей определяют положение ре минорной Фантазии в непосредственной близости к творению в ре миноре».
И действительно: и здесь и там элементы прелюдирования, ариозности, речитативности или же протяжённые повторения звука, имитирующие звон колокола и, наконец, введение каденций и энергичный бег шестнадцатых нот в заключениях. Здесь следует, правда, отметить, что в упомянутом выше, первом издании 1804 г. отсутствовали последние 10 тактов. Они появились в 1806 г., в публиковавшихся фирмой «Брайткопф и Хертель» сборниках, которые замышлялись как подготовка к первому собранию сочинений Моцарта. В связи с этим, советский исследователь Л.А Баренбойм в своём обширном послесловии к изданной в СССР книге Евы и Пауля Бадура-Шкода «Интерпретация Моцарта» *) высказывает достаточно обоснованную версию: последние 10 тактов Фантазии d-moll были дописаны известным тогда исполнителем и теоретиком Августом Эберхардом Мюллером (1767-1817). Решающим доводом в пользу этого предположения является факт участия Мюллера в подготовке к изданию упомянутого собрания сочинений Моцарта именно Мюллер был привлечён Брайткопфом для этой работы.
*) Ева и Пауль Бадура-Шкода «Интерпретация Моцарта» (с приложением работы Л. Баренбойма «Как исполнять Моцарта?») Издат. «Музыка», М. 1972г.
Навигация в статье (страницы) |
|
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
|