|
Юрий Александрович Колодуб «О случайных пьесах Моцарта»
Дальнейшее развитие быстро приводит к доминанте ре мажора в такте 15, в котором после паузы звучит, исполненная душевного благородства и полноты, напевная мелодия. Она, конечно, не обходится без грусти (Деннерлайн даже называет её «темой отпевания», но, как представляется, здесь этот видный учёный не вполне прав, спеша расставить все точки над «и»), однако способствует утверждению состояния относительного покоя, благодаря чему, в такте 19 наступает как бы эпилог, точнее квази-эпилог. Короткие модуляции в тактах 19-21 возвращают к си минору начала пьесы. После повтора экспозиции короткая модуляция приводит к соль мажору (вторая половина такта 21). Вновь звучит тема I, которая имеет здесь более светлую окраску; состояние света и ясности поддерживается в начале разработки. Но уже в пятом её такте (25-м такте пьесы) из зоны мажорной ясности мы внезапно перемещаемся в область минора. Вновь приходят вздохи начала, и в мучительнейшем fis-molle возникает старая жалоба, сопровождаемая тем же мотивом сострадания. Деннерлайн квалифицирует это место как «гениальную инверсию». Думается, с ним стоит согласится: то, что казалось надеждой, оборачивается печалью
После fis-mollного эпизода гармония насыщается, в чередовании тональных пластов проходят модуляции главной темы: соль минор, затем ля минор, переходящий далее к репризе в си миноре. Следует отметить, что на тоне «соль» достигается, в такте 31, эмфаза смысловой и эмоциональный центр разработки:
Навигация в статье (страницы) |
|
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
|