|
Юрий Александрович Колодуб «О случайных пьесах Моцарта»
Вопрос этот проблемный и вряд ли он доступен решению в достаточной степени определённому. С другой стороны, представляется бесспорным мнение Деннерлайна о том, что Фантазия ре минор знаменует собой совершенно новое в истории музыки решение проблемы мажоро-минора («es ist eine neue Loesung des Dur-moll-Problems»). Это верно! И, кстати, подтверждением этого являются сходные решения упомянутой проблемы, применённые Моцартом в ряде сочинений (фортепианное трио KV 442, ре минорной клавирконцерт N 20, KV 466).
С точки зрения формы фантазии, у Моцарта, разумеется, были предшественники (не говоря уже о том, что изображение различных душевных состояний было излюбленной темой пьес XVIII-ro века начиная, хотя бы с Куперена), были и довольно прямые образцы. Так, Роберт Хаас находил в ре минорной Фантазии Моцарта отголоски Второй, до минорной Фантазии К. Ф.Э. Баха (Из его 5-го сборника пьес «Для знатоков и любителей»). Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, Моцарту нечего стыдиться образцов, давших ему в той или иной степени первотолчок для формирования бьющей ключом творческой энергии, той самой fortzeugende Kraft, прозорливо подмеченной Гёте. Во-вторых, Фантазия d-moll, как и другие маленькие шедевры Моцарта, с их, столь, «красноречивым» великолепием, «подобно мощным вершинам» возвышаются над всеми иными предшествующими опытами создания подобных пьес. Прав Деннерлайн, утверждающий, что в изображении подлинно глубоких страданий и вновь отвоёванной радости Моцарт, в своей Фантазии d-moll, достиг такой пластической силы, какой отличаются его более поздние и наиболее зрелые сценические произведения, такие, как «Фигаро» и «Дон Жуан».
Навигация в статье (страницы) |
|
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
|