|
Юрий Александрович Колодуб «О случайных пьесах Моцарта»
1. Рондо ре мажор.
Рондо это возникло в один упоительно-прекрасный зимний день, а именно 10-го января 1786 года. Местом действия была Вена. Прелесть дня была отражена не только «Венским журналом мод» (всегда печатавшим сведения о погоде), но и в самой музыке пьесы. Закончив её, Моцарт собственноручно проставил дату. Писал Моцарт (сперва думая не о рондо, а, скорее всего, о сонате) в состоянии радостного возбуждения. Ещё бы! Он только-только влюбился в свою очередную ученицу! Словом, исходя из побочных обстоятельств, можно заключить, что произведение было написано, по-видимому, в один присест произведение, о главной теме которого д-р Альфред Эйнштейн, отнюдь не склонный к излишним похвалам, писал, что
тема I отличается
«von vorzueglicher Schoenheit und Annehmlichkeit
» т.е.
«превосходна по красоте и приятности». Сам же Моцарт, по-видимому, и впрямь, считая пьесу случайной, вскоре уже никакого особого значения ей не придавал. Во всяком случае, он не включил её в список своих сочинений, который, собственноручно, стал вести с 1784-го года. Тогда почему он, всё-таки, проставил на рукописи дату? И это оказалось делом случая: сочинение предназначалось в дар, так что, кроме даты, на нотном листе имелось и посвящение:
«pour Madselle Charlotte de Wue
» Полностью фамилию дамы Моцарт не написал, чем задал-таки некоторую работу учёным прошлого и нынешнего веков. Пришлось поднять списки подписчиков и устроителей моцартовских концертов и в том из них, который Моцарт послал этим лицам 20-го марта 1784 г., были обнаружены имена Louis Wuerben и Comte de Wuerm. Остановились, однако, не на имени княжны Вюрм (дочери подписчика), а на девице Вюрбен, которая стала учиться у Моцарта, использовавшего в посвящении второе имя молодой дамы. В отличие от гениального педагога Антонио Сальери, Моцарт был довольно беспорядочным учителем. К тому же он нередко приходил в состояние повышенного восторга от каждой из своих учениц.
Пылкие чувства Моцарта показатели его творческого подъёма были частично, следствием игры ума, а, частично, плодами художнического воображения. Эйнштейн подчёркивает несущественность поисков точного адресата посвящения тем, что, в скобках, приводит оба имени и, наконец, высказывает предположение, что это одна и та же девица.
Навигация в статье (страницы) |
|
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
|