|
Юрий Александрович Колодуб «О случайных пьесах Моцарта»
Исследователи, среди них и Деннерлайн, отмечают близость этой мелодии к широко известному мотиву Dies Irae. Похоже, что это не единственный случай использования этой старинной (по новейшим данным восходящей к ХII-му веку) мелодии Моцартом, т.к., опять же в неявном виде, она проходит в а-mollной KV 310 сонате (1778 г.) в финале.
Два жёстких аккорда в 5м такте Adagio далее смягчаются, причём ощущается некая жалобно-вопросительная интонация. С 9-го такта, словно образ неумолимой судьбы, начинается новый мотив. Появляясь как наваждение, он сходен с пушкинским образом «видения гробового». Не случайно Ханнс Деннерлайн характеризует его как: «Es ist als leute die Totenglocke» т.е. он подобен звучанию похоронного колокола (в это время подголоски, хроматическими шагами, рисуют спуск в глубину) «Nun stuerzen die Traenen»
Теперь полились слёзы, замечает Деннерлайн. Душа заметалась в суетливом смятении, в бурных потоках коротких, берущих за сердце, вздохов, в которых, однако, прослеживается скрытое восхождение:
Оно как бы окружает повторяющийся звон погребального колокола, создавая вместе с ним насыщенную болью атмосферу (Adagio, такты 13-15). В заключение, этот ход вверх проявляет себя в подголосках тактов 16 и 17 в виде упорно восходящих секвенций меж тем как верхний голос, слабея, меркнет
После паузы вновь звучит утомлённо-жалобная тема, опять слышится старая скорбь
Прохождение мотива жалобы, появляющегося, слегка приглушённо, на этот раз в a-molle, в несколько сокращённом виде, оказывается достаточным, чтобы вызвать бурно изливающуюся словно прорвавшую некую внутреннюю преграду каденцию. Ничего, однако, не помогает, т.к. с возрастающей выразительностью звучит на тон выше фатальный звон. Он вновь вызывает возбуждённый речитатив; расширение же этого agitato знаменует высшую точку скорбной боли «Gipfel des Schmerzes»! Ещё более страстной реакцией на описанный речитатив оказывается последующая вторая каденция
И в третий раз мы слышим мотив жалобы. Однако, и это очень важно в репризообразном ре миноре скорбь звучит ещё более доверительно, интимно
Вздохи становятся более спокойными, даже, по Деннерлайну, «немного предательскими» по отношению к возврату темы жалобы. Энергичный бег тридцать вторых означает последний взлёт скорби. Наконец, два коротких аккорда
И тут начинается сияющее, безмятежно-ясное Allegretto, излучающее, родившуюся из боли, радость. Этот переход волновал поистине поколения учёных-моцартистов самого разного ранга.
Навигация в статье (страницы) |
|
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
|