|
Мария Константиновна Мировская
«М.П. Мусоргский Картинки с выставки исполнительский анализ»
С одной стороны это объективное начало, скрепляющее столь разные по характеру, манере изложения и темам пьесы, с другой — отражение этих пьес (как смена настроения зрителя, гуляющего по выставке).
Характерной особенностью «Прогулок» является переменный размер (5/4 и 6/4, в интермедии перед «Балетом невылупившихся птенцов» — 5/4, 6/4 и 7/4). Во время работы над «Прогулками» пианисту очень важно добиться ощущения легкости «прогулочного шага», вместе с тем не подчеркивая каждую четверть, все время ощущая движение вперед. Смена размера должна ощущаться, но не как «перебивка» в ритме, а как естественное дыхание строфы (песенное начало очень сильно ощущается в музыке Мусоргского, в частности традиции знаменного пения). Самое начало первой «Прогулки» — чередование солиста и хора.
Линия баса образует самостоятельный мелодический голос контрастно-полифонического характера. Начальный мотив окрашивается разными гармониями в процессе развития пьесы.
«Прогулка» переходит attacca в первый номер цикла — «Гном». Перед нами сразу возникает образ злобного карлика, который хочет напугать нас. Здесь, как и в каждой пьесе цикла, образуются два плана: яркая, образная, театральная характеристика и философский смысл. В данном случае — это гном, гримасничающий, наделенный отталкивающей внешностью, на всех и вся сердитый. С давних пор в разных эпосах гномы были хранителями сокровищ, добытых ими под землей нелегким трудом. Гномы лучше всех знают толк в горном деле и по праву считают себя единственными законными владельцами этих сокровищ.
|
Навигация в статье (страницы): |
|
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
|