Мария Константиновна Мировская
«М.П. Мусоргский Картинки с выставки исполнительский анализ»
Такое впечатление, что на глазах слушателя спорящие «дамы» превращаются в кур-несушек, отчаянно гогочущих и размахивающих крыльями. Поднимается облако пыли, шум, треск, все сливается в глазах у слушателя. Когда дым рассеивается, перед вами — римские «Катакомбы». Невольно закружится голова от такого перемещения в пространстве и во времени.
Итак — мы в гробнице, вплотную подошли к царству мертвых. Здесь чувствуется дыхание смерти.
Важно слушать и слухом продлевать звучание длинных нот (для фортепиано — это одна из самых технически трудных задач), все ноты в аккорде, несмотря на низкий регистр, должны хорошо прослушиваться. Холодные, «вагнеровские» гармонии сменяются гармонической последовательностью (последние 6 тактов), примиряющей нас с мыслью о смерти.
После этого — «С мертвыми на мертвом языке».
Прежде всего, тремоло должно звучать почти нереально, как голоса из загробного мира. На его фоне — тема «Прогулки», звучащая скорбно и сдержанно.
Тональность — си минор, по традиции трактуемая как возвышенно трагическая (Месса си минор И.С. Баха, Сонаты Листа, Шопена). К концу пьесы наступает просветление: автор понимает здесь смерть как избавление.
Внезапно налетает вихрь. Это — еще один яркий персонаж «Картинок»: Баба-Яга. У Гартмана существовал эскиз часов в виде избушки. Полностью пьеса так и называется: «Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)». Здесь Мусоргский использует почти весь диапазон фортепиано.
Как и многие другие пьесы цикла, «Баба-Яга» великолепно «оркестрована» (этот термин не случаен в отношении фортепиано: ведь у пианиста столько тембровых и оркестровых возможностей).
|
Навигация в статье (страницы): |
|
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
|