Официальный сайт пианистки Марии Мировской
Версия для печати страницы (none)

Юрий Александрович Колодуб «О „случайных“ пьесах Моцарта»


Какие же объективные причины могли вызвать появление на свет этой на редкость проникновенной пьесы? Пауль Беккер, этот первый, по-видимому, крупный социолог в музыкальной культуре, отмечал, что если композитор шёл своим прямым путём, то мы, исследователи и истолкователи его музыки, должны, двигаясь во мраке, направиться вспять. Лишь при таком осторожном, взвешивающим все доступные факторы, ракоходном движении можно рассчитывать на относительный успех в постижении той таинственной первопричины, что дала импульс к рождению пьесы. (Ясно, что такой подход имеет мало общего с уверенными музыковедческими или, точнее, лекторскими констатациями, что такой-то художник хотел показать то-то и то-то в таком-то творении; в большинстве случаев это лишь попытки утверждения того, что, в данный момент, хотело бы видеть общество в творении). В связи с нашим случаем, Деннерлайн предлагает воспользоваться методом аналогий. Обращая главное внимание на область минорного Моцарта (Mollprovinzen Mozarts), он указывает на связь рассмотренного Adagio с драматически насыщенной Фантазией ре минор, — с одной стороны, и на сходство с обстановкой и возможными побудительными мотивами, приведшими к двум фа минорным Фантазиям — с другой (Деннерлайн имеет, в виду f-moll’ную пьесу — Adagio und Allegro, KV 594 и Фантазию f-moll, KV 608 — оба сочинения предназначались для заводного органчика, но изданы в четырёхручных переложениях). Все три фантазии, считает Деннерлайн — это воспоминания или в буквальном переводе — музыка памяти. Выражение это здесь следует понимать как отдание своего рода долга, как память сердца. Это предположение обретает особую вероятность, если вспомнить, что именно 1787-й год был скорбным годом для Моцарта, это был его «Schicksalsjahr». В этом убеждают исполненные печали и смятения письма композитора, потерявшего в «год судьбы» своего отца (умершего 28-го мая 1787 г. в Зальцбурге), похоронившего своих друзей — графа Хацфельда и доктора Баризани и, наконец, уже осенью этого же года попрощавшегося с «глубокочтимым» маэстро Глюком. Глюк умер 15-го ноября, и из-за объявленного тогда траура была отложена венская премьера моцартова «Дон Жуана» (она состоялась лишь 7-го мая 1788 г.). Естественную досаду автора оперы по этому поводу иной раз, обобщая, выдают как досаду Моцарта по адресу Глюка. Здесь, однако, кроется несправедливость, так как Moцарт почитал Глюка, который, в свою очередь, с любопытством и симпатией относился к Вольфгангу Амадею. Глюк, к примеру, не смог посетить премьеру «Похищения из Сераля» 16-го июля 1782 г., но, спустя несколько дней по настойчивой просьбе Глюка, оперу повторили специально для него (письмо Моцарта отцу от 7-го августа 1782 г.). 11 марта 1783 г. Глюк посетил моцартову академию и был тронут музыкой «Пражской симфонии». Он пригласил Моцарта к себе, и Моцарт много играл в честь седого и часто болевшего маэстро (первый серьёзный удар у Глюка случился в 1781 году) в т.ч. как будто, и вариации на тему «Unser dummer Poebel meint» — из глюковской оперы «Пилигримы в Мекку» (это было уже вторым представлением этих вариаций Глюку) Моцарт очень гордился вниманием столь заслуженного человека… Но Schicksalsjahr — год 1787-ой, появившийся как «год судьбы», ранней весной, когда Моцарт потерял 5-тимесячного Леопольда, своего третьего сына, не мог не отразиться на творчестве автора «Дон Жуана», несмотря на все крупные успехи этого же периода. Похоже, что именно такие, небольшие по объему «случайные» пьесы (не стеснявшие автора с точки зрения жанра и формы) служили Моцарту для передачи глубоких, заветных душевных откровений. Быть может, Моцарт нигде так не велик, как когда он в столь тесную, компактную форму вливает такое гигантское переживание — к такой констатации приходит и Деннерлайн и все те исследователи моцартовского творчества, которые проявили внимание не только к крупным сочинениям композитора, но и к мелким сольным пьесам.



Навигация в статье (страницы)
1234567891011 121314151617181920


© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены.
© 2002-2024 Мария Мировская
Создание и поддержка сайта — WEBAPP
https://webdesign.webappwebsitedesign.com