Официальный сайт пианистки Марии Мировской Версия для печати страницы (none) Юрий Александрович Колодуб «О случайных пьесах Моцарта»Гораздо интереснее остановиться на природе Рондо D-dur, этого, как-никак, загадочного произведения. Взять, хотя бы, тему I, столь высоко оценённую Альфредом Эйнштейном Явилась ли эта тема целиком плодом внезапного озарения или она уже встречалась в музыке? Оказывается встречалась, но в ином наряде и в иной роли. Она была не главной, а побочной партией в ре мажорном квинтете, op.XI N 6 Иоханна Кристиана Баха, посвященном манхаймскому курфюрсту Карлу Теодору. Выходит, не зря говорили о Моцарте, что он ein gewaltiger Nehmer могучий захватчик? Возможно, но как же «захваченное» чудесно трансформировалось в руках Моцарта! Эйнштейн считает, что своим Рондо D-dur Моцарт как бы примирил двух сыновей И. С. Баха, так как, если тема встречалась у Иоханна Кристиана, то композиционный принцип как бы соответствует тем рондо, которые Карл Филипп Эммануэль Бах издал в 1780м и 1783м годах. Однако, адептом К.Ф.Э. Баха Моцарта назвать нельзя (уж скорее это относится к Гайдну, да и то лишь к двум-трём его клавирным сонатам) и поэтому дидактизм его построений то, что Эйнштейн называет «умничанием», Моцарт, разумеется, отбрасывает. И, похоже, саму тему Моцарт, скорее всего, взял у себя самого. Он уже применял её в финальном рондо соль минорного фортепианного квартета KV 478 (известного у нас как квартет № 1). В самом деле: проставленная Моцартом дата окончания квартета 16 октября 1785 г. не столь уж далека от дня написания Рондо D-dur. Созданное в едином порыве, оно построено, тем не менее, по схеме сонаты. С достаточной определённостью здесь выявляются: экспозиция, разработка и реприза, завершающаяся как бы эпилогом, построенным на теме I «Es ist erstaunlich! Просто поразительно то, что сотворил здесь Моцарт из старой куплетной формы рондо!» восклицает Ханнс Деннерлайн.
© Авторские права принадлежат авторам статей (рефератов). Частичная или полная перепечатка и (или) воспроизведение рефератов (статей) в любом ином виде без письменного разрешения автора запрещены. © 2002-2024 Мария Мировская Создание и поддержка сайта WEBAPP https://webdesign.webappwebsitedesign.com |